Имитации из серебра (тромплeй)

Во второй половине XIX века в России широкое распространение получили изделия из серебра, имитирующие иные, обычно натуральные, фактуры: лыко, ткань, мех и т.п. Подобные имитации также иногда называют «обманками», или «тромплёй» (фр. trompe-l'œil, «обман зрения»). Этот прием был известен уже в античности, однако широкую известность получил во времена Возрождения и использовался преимущественно в живописи, однако со временем «обманки» стали применятся в самых разных сферах, начиная с кинопроизводства и заканчивая боди-артом.
Один из самых интересных видов тромплёев – «обманки» в серебре, заставляющие зрителей поверить, что перед ними не холодный твердый металл, а перья, лед или даже пища – к примеру, каравай хлеба.

Ссылка на оригинальное изображение


Серебрянная корзина

Серебряная корзинка, 1896-1908, клеймо мастера: Иван Лебедкин.

Пивная кружка
Пивная кружка, имитирующая живую природу, изготовитель – фирма Сазикова.
Одной из первых стала изготовлять подобные изделия-«обманки» фирма Ивана Семеновича Губкина, основанная им в 1841 году и уже в 1855 году получившая звание придворного поставщика Императорского Двора. Вскоре подобные имитации обрели огромную популярность, их начали производить многие серебряных дел мастера.

Имитировали в серебре даже коробки для папирос со всеми соответствующими надписями и изображениями

Ссылка на оригинальное изображение
Серебряная коробка для папирос
Серебряная коробка для папирос, Василий Кангин, 1896-1903 гг.
Кусок хлеба лежащий на ткане
Солонка, фирма Овчинникова, 1868 год. Имитация куска хлеба, лежащего на ткани.
Изделия-«тромплёй» до сих пор можно найти в свободной продаже и на аукционах – однако цена их обычно очень высока. В первую очередь значение имеет имя мастера и качество имитации.

Ссылка на оригинальное изображение
В некоторых имитациях используются эмали:

Ссылка на оригинальное изображение
Декоротивное столовое изделие
Фирма Овчинникова, 1872 год, декоративное столовое изделие.

Мастера достигали такого совершенства, что зрители иногда не сразу понимали, что видят перед собой не ткань или дерево, а изделие из металла. Чтобы преодолеть чары этой оптической иллюзии, следовало взять предмет в руки – и поразиться тому, с каким изяществом мастер обыгрывал оригинал.

В статье использовались изображения с сайтов www.russian-antique.com
, www.dorotheum.com, www.bukowskis.com, www.sothebys.com и www.artvalue.com в соответствии со статьей 1274 ГК РФ в информационных, учебных и культурных целях без извлечения коммерческой выгоды.